В случае, если руководитель предприятия сам сознается в факте ограничения конкуренции, например картельном сговоре, чтобы избавить свою компанию от наложения крупного административного штрафа, он автоматически становится обвиняемым в уголовном преступлении. В соответствии с новой редакцией «антимонопольной» статьи, освобождение от ответственности наступает лишь в том случае, если физическое лицо компенсирует государственному бюджету весь незаконно полученный доход. В МВД полагают, что в этой части формулировку статьи необходимо изменить на «содействует возмещению дохода».
В противном случае УК и ГОАП вступают в очевидное противоречие: дополнительный доход, полученный незаконно в результате нарушения антимонопольного законодательства, получает компания, а компенсировать его бюджету должно физическое лицо, то есть, сотрудник компании. Платить по 178-ой статье из собственных средств не нереально, поскольку штрафы по антимонопольным делам исчисляются сотнями миллионов рублей. В свое время ужесточение 178-ой статьи УК, направленное на укрепление антимонопольного законодательства, разрешила использовать при проведении следственных дел по делам о картельном сговоре прослушивающую аппаратуру и слежку. Следствие избавили от необходимости доказывать сам факт причинения ущербу бюджету и определять его точный размер, что сложно для сотрудников следственных органов.
С 2009 года достаточно лишь доказать, что компания получила свыше 5 миллионов рублей незаконных доходов, чтобы возбудить уголовное дело в отношении ее топ-менеджмента. Кстати, из-за необходимости компенсировать бюджету весь ущерб, руководители компаний перестали добровольно сознаваться в нарушениях антимонопольного законодательства. Если до 2009 года в таких правонарушениях признавались около 500 предпринимателей в год, то теперь явку рискуют писать не более 20. По мнению Тимофея Кураев, новая редакция 178-ой статьи может быть внесена на рассмотрение правительства уже этой зимой. К тому же, компании постепенно адаптировались к действию антимонопольной статьи и научились скрывать информацию.
Если раньше факты, свидетельствующие о нарушениях антимонопольного законодательства, можно было обнаружить в открытой электронной переписке сотрудников, то сейчас никаких видимых следов подобных нарушений в документообороте компаний нет. Следовательно, раскрывать преступления по 178-ой статье стало гораздо сложнее. Либерализация этой статьи, по мнению антимонопольщиков и МВД, повысит количество явок с повинной и, как следствие, эффективность применения антимонопольного законодательства. На что, в конечном итоге, и была направлена 178-я статья.
|
��������
|
|||||
|